Горячая линия (+375 17) 364-51-21  вторник с 9.00- 12.00

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ПАМЯТИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Продолжая цикл публикаций о людях, приближавших день Победы, говорим о близких руководителя Института недвижимости и оценки Красовской Виктории Викторовны, также принимавших непосредственное участие в страшных событиях.

 

Виктория расказывает:

«В половине пятого утра 22 июня 1941 года в доме № 50 по улице Ленинской, в квартире начальника Могилевского УНКВД Я.И. Пилипенко зазвонил телефон.

Дежурный по областному управлению взволнованно доложил:

– Товарищ капитан госбезопасности, из Минска, из наркомата передали: вам срочно прибыть в управление. Война.., Яков Иванович!

Солнце вставало над Любужем, наполняя светом и теплом предместья и улицы города. Большинство жителей мирно спали после трудовой недели, даже в снах не предполагая, что огненный смерч войны уже накрыл нашу землю, разделив жизнь могилевчан на две половины: мирную довоенную и военную. Далеко не всем было дано пережить эту войну. В победном 45-м в город с когда-то 115-тысячным населением к родным очагам и пепелищам вернулось менее 20 тысяч человек.»

После Великой победы наша земля снова жива и согрета лучами звезды по имени Солнце, как в песне «Кино». А еще жива память…

Мой прадедушка по папиной линии Красовский Николай Григорьевич (1901 – сентябрь 1944) и два его сына Виктор (1923 – 15.08.1944) и Владимир (1925 – конец августа 1944) после освобождения Беларуси были призваны 5 июля 1944 года в ряды рабоче-крестьянской Красной армии. После краткого обучения на фронте приняли участие в боях за освобождение Польши. Самые тяжелые бои на Белостотчине были при взятии крепости Осовец.

14 августа 1944 года два форта крепости красноармейцами были взяты, два ещё были у немцев – бои продолжались. Первым погиб Виктор 15.08.1944, через две недели – Владимир, а через месяц – прадедушка Николай (похоронен на военном кладбище в Остроленке- Войчеховицах в могиле N 34).

Мой дедушка Михаил Николаевич (07.11.1927 – 10.03.1996), которому было 16 лет, остался в деревне Дулебня, где росла его маленькая сестричка и жила, убитая горем от потери двух сыновей и мужа, его мама, моя прабабушка Евгения Савельевна.

В 1948 году Михаил Николаевич женился на Любови Даниловне (2.08.1928 – 2013). Они приняли героическое обязательство родить и восстановить имена погибших на войне. Так появились на свет Николай, Виктор (мой папа) и Владимир. А что бы мир был лучше и девочки – Вера и Наталья.

….Лето. Деревня Дулебня Кличевского района. Мое детство.

Тогда внуки приезжали в деревни на все летние каникулы. У бабушки Любы и дедушки Михаила нас было 4. И как она успевала за нами смотреть?…Рассевшись на лавочку под березу после дойки коровы она нам пела и рассказывала истории…Страшные? Про войну? Нет, их я не помню. Бабушка была мудрой и ее воспоминания вызывали больше улыбку, чем страх или ненависть.

«Немцы пришли в нашу деревню и пошел слух, что ”девак прыгожых“ с собой забирают. Мы бегом к печке. В сажу перемазались, кто в рот засунул что-нибудь, чтобы гуля торчала, кто глаз перевязал и сидим такие прыгожыя, что самим страшно…»

Мы смеялись…

А в глубине ее сердца были другие воспоминания, и их она оставила на бумаге.

Дедушка по маминой линии – Лабков Иван Савельевич (27.12.1927 – 1999) тоже не рассказывал про те годы нам. Из воспоминаний моей мамы я знаю, что он был узником концентрационного лагеря Дахау и…его использовали для медицинских опытов подобно животным. Изучали выносливость человеческого организма при замораживании в воде.

Бабушка Мария Адамовна (17.08.1927 – 1982) с 15 лет была вывезена в Германию на сельхозработы, а все братья ее погибли на войне.

Каждый год они праздновали день Великой победы, которую вместе ковали в тылу и на фронтах. Праздновали…и плакали.

Родные мои. Я помню.

Ваша внучка, Вика».